Кодекс портного - это свод правил которыми должен пользоватся человек при создании одежды, включающий в себя, основные правила и ошибки в процессе создания одежды. Разработал Giorgio Ggio исходя из опыта частного пошива и обучении шитью на курсах. Цель: структурировать знания и понимание ремесла, улучшить усвоение материала, уменшить колличество ошибок в процессе обучения и самостоятельность дейтельности.
Делай хорошо только хорошо, а можешь делай лучше!
девиз:
Шить хорошо, а хорошо шить еще лучше. (GGIO)
незнание кодекса не освобождает вас от ответственности перед своим изделием.
1.1 создать эскиз модели или воспользоваться фото
1.1.1 модель соответственно типу фигуры
1.1.2 рассмотреть соответствие выреза внутренним и внешним линиям на лице
1.1.3 цветотип
1.1.4 длина
1.1.5 стиль
1.2 создать технический рисунок, с детализацией обработки всех швов и строчек
1.3 подобрать плотность ткани исходя из модели и свойств материала побрать состав и переплетение.
1.4 рассчитать количество материала
1.5 рассчитать трудозатраты
1.6 рассчитать стоимость
1.7 снять мерки
1.7.1 перепроверить мерки
1.8 согласовать и зафиксировать заказ оформив подписью заказчика
Выбрать машинку для обработки шва
подключена ли машинка к сети
включена ли кнопка включения машинки
1) Заправлена ли машинка
2) проверить правильно ли стоят программы
3) Проверить натяжение нити и длину строчки
4) Какая нитка подходит к ткани
5) Правильно ли поставлена игла в машинке.
6) игла должна быть острой.
7) Проверить правильно ли настроена строчка для данной ткани.
а) Если стягивает, то нужно ослабить натяжение нити.
б) Если остаются зацепы поменять иглу на новую
если вас бьет током нужно прекратить шить и обратиться к механику,
не засовывать пальцы под иглу
Вид иглы (толщина стрейч кожа шифон атлас трикотаж)
Перед пошивом рекомендуется попробовать прошить на маленьком кусочке ткани данного изделия.
Перед работой на машинке рекомендуется снять каблуки.
в) Правила подбора игл
г) правила подбора ниток
д) ножниц
Неправильно снятые мерки приводят к тому что чертёж (конструкция) получается не точными из-за этого, что нужно будет больше редактировать на примерке или изделия может совсем быть выкроена неправильно и придётся перекраивать.
Для построения чертежа по какой-либо методике здесь (допустим Мюллер и Сын) Вы должны знать, как в ней снимаются мерки, т.к. одни и те же измерения в разных методиках могут называться по-разному, или одно и то же название может измерятся по-разному.
Рядом с пройденным этапом, когда точка поставлена рекомендуется ставить плюсик чтобы потом не бегать по тексту и не искать на каком этапе вы остановились
Все расчеты производить на черновике или в конспекте для того чтобы легче было потом восстановить или найти ту, или иную ошибку в расчётах.
ВНИМАНИЕ!
Перед глазами во время конструирования должны быть:
1) мерки
2) мини чертеж (картинка в целом, законченном виде)
3) конспект (последовательность построения).
Во время конструирования, чертеж который получается нужно сверять с мини чертежом, рекомендуется ставить галочку рядом с пройденным этапом.
Желательно чтобы весь конспект был распечатан на отдельных листах. К при переворачивании страницы в книге с конспектом теряется концентрация и внимание.
При прочтении конспекта нужно найти ответы на три главных вопроса откуда до куда и сколько?
При построении чертежа расставляя точки рекомендуется визуально понимать или представлять, где данная точка находится на фигуре человека.
При прочтении текста конспекта иногда хватает прочитать одно предложение иногда целый абзац
Во время снятия мерок проверить находится ли в том нижнем белье котором планирует носить данное изделие. Это касается платье и бюстгальтера или юбки и брюк если клиент находится на снятии мерок в утягивающих колготках, формирующих тела, то и на все остальные примерки она должна приходить в данных колготках. Колготки деформируют задний средний шов брюк поэтому если клиентка планирует носить брюки без колготок рекомендуется делать подгонку на основе нижнего белья
ВТО — Портной изгадит, утюг загладит
1) Проверить включен ли утюг
2) Узнать с какой тканью мы работаем
а) температура не выше 2,5 если это не чистый лен.
б) ткани с эластаном шерсть и шелк не выше 2
3) Можно, нужно ли эту ткань утюжить?
4) Какая температура для этой ткани есть ли в ней эластан или другие волокна, требующие меньшей температуры?
5) Есть ли у нее ворс?
6) Нужен ли проутюжильник (дополнительный кусок ткани их льна или марли)
7) Могу ли я уложить с изнаночной стороны
8) На чем нужно утюжить (округлые части утюжатся на специальных платформах)
9) Как обрабатывать шов? разутюжку или в заутюжку
Виды Моделирования:
Параллельное — это когда детали раздвигаются на равноудаленное расстояние, между ними образуется прямоугольник. При параллельном моделировании рекомендуется пронумеровать каждую деталь.
Коническое — это когда одна сторона детали остается неразрывно, а вторая раздвигается на нужное расстояние при раздвижке образуется треугольник
Параллельно-коническое — комбинированный тип
для моделирования используется базовая конструкция
Последовательность моделирования:
Для симметричных моделей используется половина передней или задней части, для асимметричных — целая. Для асимметрии перед выкраиванием обязательно обратить внимание на лицевую и изнаночную сторону.
Определения места посадки (на поясе или плечах) длины изделия заужености нанести на базу швы и складки деталь нужно резать до самого края не дорезая 1-2 мм в коническом моделировании
!!! Смоделированная деталь должна лежать в плоскости !!!
Самое точное моделирование получается не на чертеже ж1 макете на макете можно сразу увидеть гармонично ли линия выреза с лицом человека, как смотрится длина, как тот или иной рельефный шов визуально меняет фигуру, где и на каких местах он проходит
Платье прямого силуэта Свободного кроя не требует точности прохождение линии в тех или иных местах, поэтому часто шьют без макета
Кроить не шить, после не распорешь
При раскрое нужно соблюдать направление ворса
Направление ворса на бархате обычно 45см если поставить ворсом вверх Бархат приобретает глубокий черный зелёный или синий цвет в зависимости от цвета бархата ли направление ворса вниз есть небольшой блеск
Чаще всего Бархат клеят ворсом вверх тогда получает его уникальную цветовую гамму
соблюдать направление рисунка
Совмещать клетки, полоски, рисунок.
Соблюдать долевую нить
Ползучие ткани:
Фиксировать ползучие ткани
Способы фиксирования ползучих тканей таких как шифон шелк
Постелить на стол простынь, специальный силиконовый коврик, я бархат, лучший способ микро вельвет при наличии
Приклеить кромку ткани и края к краю стола малярным скотчем или обычно
Выложить ткань четко распределить в долевую нить и побрызгать лаком для волос лак для волос делает ткань плотнее, и она перестаёт ерзать в разные стороны
Накрахмаливание смочить ткань в мыльном растворе повесить на верёвку так, чтобы все углы имели 90градусов высушить в данном состоянии и продолжать работать.
Использовать специальные ножницы для тонких тканей.
Элементы для нанесения меловых линий
Наносить линии можно разными элементами, самый распространённый это обмылки (они подходят для темных тканей)
Также существует цветной мел, портновский мел (комбинация мела и мыла) исчезающие маркеры, (исчезают со временем, при стирке, от температуры)
рекомендуются исчезающие чернила (ручки «пиши, стирай»)
Есть версии, что данные линии восстанавливаются при минусовой температуре.
Также можно использовать гелевые ручки и линеры на водной основе.
Предварительно опробовав на кусочке ткани, в случае чего попробовать постирать
Темные цвета используются для светлых тканей.
При раскрое одной рукой мы придерживаем ткань, а другой режем
Ножницы не должны отрываться от стола.
Ткани между собой можно заколоть, можно прижать грузиками.
С лекал (выкройки) при раскрое переносятся контрольные точки, долевая нить
Рекомендовано переносить контрольные линии талии, бедер, полузаноса и т.д.
Лекало или бумажная выкройка как правило делается из кальки для масс пошива его лекало могут делать из электро картона плотный масляный также лекало могут делать из клеёнки
На лекала нужно переносить контрольные метки, расположение долевой нити, название деталей и нумерация в случае большого количества деталей.
В контрольные точки входит: линия талии, бедер, полузаноса или средняя линия.
Дополнительно можно нанести название линий, это делается в процессе обучения.
Правила подбора ткани:
ткань должна соответствовать модели по:
фактуре
для приталенных силуэтов ткани плотные и с эластаном
самый простой вариант — это трикотаж
Для свободного кроя подходят любые ткани.
При выборе ткани в клетку рекомендуется выбирать симметричные клетки как минимум в горизонтальном положении клетки бывают квадратной формы и бывают вытянутые, но главное, чтобы клетка к было симметрично от центра в правую в левую сторону это упрощает подгонку и дает симметричные стороны изделия.
Если на ткани есть рисунок рекомендуется выдерживать пропорцию относительно фигуры человека
использовать правила пропорций и паттернов, для маленьких мелкий рисунок, для пышных форм крупный рисунок
для более простой работы направление рисунка асимметрично
Рекомендуется поддержать ткани относительно холодного или теплого оттенка кожи.
В случаи подгонки рисунка взять больше ткани от 20 см до 2 длин изделия в зависимости от размера паттерна (шага рисунка)
При комбинации цветов в одном изделии нужно учитывать, что ткани могут линять
При округлых рельефных швах не рекомендуется использовать клетку так как её сложно подогнать
Рисунок будут резать фигуру на более мелкие части. Здесь нужно понимать заполненность пространства и пропорции
На столе должно быть только то что нужно нам на данный момент для конструирования, шиться, в зависимости от того чем мы в данный момент занимаемся
Все инструменты которые могут понадобиться должны лежать на расстоянии вытянутой руки. Лучше, чтобы они не попадали в поле зрения, чтобы вы могли концентрироваться на главном от основного вида деятельности
Рабочее место должно быть хорошо освещено
Норма температуры 19* тепла
Локти должны лежать на столе, чтоб руки не уставать при наметке
Осанку держать прямой
Иметь увеличительное стекло для мельчайших деталей
1) на все примерки нужно ходить в том нижнем белье в котором снимались мерки.
2) зафиксировать место где должна быть молния или застежка.
3) Зафиксировать место посадки.
4) Примерка верхней одежды проводится как с изнаночной, так и с лицевой стороны в связи с асимметрией плеч
брюки с разным объемом ног (одна нога шире другой)
Ткани могут называться относительно вида переплетения состава волокон, относительно дизайнеров которые использовали данные ткани в своих коллекциях и фантазии продавцов и относительно применения
Относительно применение VK не делятся на пальтовые пальтовые костюмные, костюмно-плательная плательные сорочечные или рубашечные блузочные и бельевые
При выборе ткани рекомендуется зайди в магазин уточнить вид ткани относительно применения потом спросить интересующие вид переплетения и состав волокон это ускоряет процесс подбора ткани несколько раз
Корректировка на примерке
Лин. плеч | бок | |
Лин. бедер | швов | |
Лин. низа | место посадки | |
Лин. груди | ||
Лин. талии | горизонтальность | |
ШИРИНА: | Ширина Груди | |
Ширина Спины | ||
Ширина Пройм | ||
Ширина плеч | ||
ФОРМА: | Форма. | Проймы, горловины, низа |
Длина. | изделия, рукава |
1) Осноровка делается после окончательной подгонки по фигуре.
2) Симметричные детали в зависимости от симметрии тела обрезаются симметрично.
3) перед тем как что-либо обрезать нужно задаться вопросом: все ли припуски на швы вы отложили?
Мерки снимаются от пола или линии талии. На талии завязывается резинка. Резинка на талии должна располагаться строго горизонтально. Горизонтальность резинки проверяется минимум в 2-х плоскостях сбоку и спереди.
РАССТОЯНИЕ МЕЖДУ СТОПАМИ 10-15 СМ
Клиент стоит расслабленно, в спокойном положении, руки не скрещиваются.
При снятии измерений линейками нужно строго соблюдать горизонтальное и вертикальное положение линеек.
Снимается несколько обхватов бедер из них выбирается самая большая мерка.
Рекомендуется подбирать классическую музыку,
1) Существуют главные и второстепенные делали, главная должна быть сверху.
2) При сшивании нужно избегать углы
Техника безопасности:
иглы и булавки не брать в рот не прикреплять к одежде.
Правила подбора:
нитки
а) игл:
иглы делятся на ручные и машинные
ручные рекомендуется использовать иглы для слабовидящих или с большими ушками. Также нужно иметь тонкие, бисерные иглы для ткани: шелк, шифон.
машинок
булавок
магнитов
Правила работы на оверлоке.
1) все движения на оверлоке идут от себя.
2) Классическая одежда как правило обметывается в разутюжку.
3) Обмётывается оверлоком по лицевой стороне
трикотаж, пройма и рельефные швы обметывают оверлоком оба слоя вместе.
Перед работой на оверлоке попробовать на кусочке ткани.
Правила наметки:
Лицом к лицу. (Есенин)
Край, край, край (Тимберлейк)
Пополам (Бузова)
Строчить нужно на расстоянии припуска на шов.
Что делать, если не знаешь, что делать?
Звонить преподавателю, если нет учителя, то советоваться с друзьями, которые этим занимаются.
орден портных, ассоциация портных,
ассоциация порки, орден дизайнеров, Братство потных, картель (конгломерат, орден) дизайнеров портные, которые не признаю правил.
орден работают по правилам
Припуски на швы:
припуски на швы в индивидуальном и массовом пошиве отличаются.
так же есть отличие в зависимости от вида обработки шва и вида материала.
припуски на швы должны размещаться точно
если вы делаете примерно припуски, тот вы получите примерно юбку
точные припуски, ровные строчки
Правила подбора клеевых тканей:
работа с клеевыми материалами
При приклеивания клеевыми материалами рассмотреть какая сторона клеевая
И хорошо ли приклеился материал
Правила нанесения припусков на швы: Разные способы инструменты
Размеры припусков
способы переноса.
Что нужно рассматривать при выборе ткани
1.подходит ли для данной модели изделия
2.наличие сложных свойств
3.ширину ткани
2 основных критерия точности пошива (точные припуски и ровные строчки)
Как складывается изделие для осноровки (по средним линиям совмещая швы и срезы)
Как складывается изделие для выкраивания обтачки(*)
Относительно чего называются швы и срезы (относительно линий на которых они расположены)
Как дет главн, верх или нижн, центральные или боковые,
3 осн вида соединительных швов (разутюжку, заутюж,настрочной)
Как выкраивать обтачку?
Как выкраивать косую бейку?
Относительно чего подбирают дублирин? (функции)
Для построения по неизвестной методике нужно ли знание измерений данной методики?
Что должно быть перед глазами во время построения чертежа?
Какие материалы и оборудование нужны для изделия
Юбка
Платье
На каком расстоянии от сгиба делается строчка по низу изделия
Оверложим всегда по лицевой стороне
Какие линии должны быть на вытачке (линия сгиба и линия конца)
Создана Giorgio Gio (Юрий Александрович Подайко) содействие оказывали Светлова Ирина В , Подайко Любовь Юрьевна, Бузоверова Светлана Александровна, Меладзе Светлана Николаевна
Должностная инструкция портного
1. Общие положения
2. Должностные обязанности
3. Права
4. Ответственность
в случае если чего-то боитесь длительное время, допустим, что у Вас не отстирается мелок, а проверка этого занимает 5 минут, стоит проверить это на маленьком кусочке.
сделать печатную версию кодекса.
Прописать технику безопасности
Правила организации рабочего места портного (швеи)
текст присяги:
Что нужно искать если что-то отрезалось, порвалось или сгорело (Дизайнерские решения)
ЧТО ДЕЛАЕТСЯ ПЕРЕД ВЫКРАИВАНИЕМ ТКАНИ(ДЕКАТИРОВКА)
Какими сторонами складывается ткань при декатировки, сшивании, и выкраивании (2 слоя лицом к лицу)
ПРИПУСКИ НА ШВЫ на каком расстоянии от края строчить?
Наметка делается
1 в ручную ширина между проколами 0,5
2 на машинке длина строчки 4-5мм натяжение верхней нити от 0 до 2
Правила макетирования:
Правила наколки:
Правила помогающие уравновесить ситуацию
5 секунд=один шаг=3меленьких дела=правило помидора