Цвет

Цвет, влияние

Мы живем в окружении постоянно изменяющихся, мерцающих цветов природы. Эти изменения замечает глаз художника, и зачастую неподготовленный зритель не верит изображенному на полотне: «Ну не могут быть дорожки парка оранжевыми, а тени от деревьев зелеными….» А вот мой вечерний маршрут с собакой проходит под фонарями различного цвета, чтобы увидеть тени от веток гигантских старых лип фиолетовыми, ультрамариновыми, изумрудными. Именно такие оптические эффекты, которые всегда присутствуют в окружающей среде, создают дополнительное эстетическое удовольствие.

    Психологи нынче много публикуют информации о цвете: их интересует психофизиологическое восприятие и символика цвета: красный возбуждает, зеленый успокаивает, синий дистанциирует.  Человека же с тонким вкусом более интересует чудесное взаимодействие цветов, которое проявляется благодаря особенностям нашего зрительно аппарата. Вот реальная тема для урока физики, но увы из параграфа по оптике я помню только схему прохождения света через линзу, еще таблицу с длинами волн различных цветов спектра, да колбочки и палочки на сетчатке глаза. Надо сказать наша кафедра дизайна в 90-е несколько лет боролась с кафедрой физики за дисциплину «физика цвета и цветоведение». Это все объективные причины низкой культуры цвета в отечестве. Еще пример из жизни. Недавно в подмосковном городке, где я сейчас обитаю, был установлен «праздничный» десятиметровый столб густо украшенный ядовитыми теплых оттенков флажками. На этот чисто буддийский символ на фоне берез и сосен хладнокровно взирали соотечественники, постепенно теряющие, как мне кажется, связь с европейской культурой.

 Представляю вам ряд иллюстраций, которые помогут в практической деятельности тем, кто увлекся колористикой и цветовым тестированием..

Эффект изменения цвета лица на желто-зеленом фоне не результат применения фотошопа — это всего лишь оптическая иллюзия, возникающая на сетчатке нашего глаза. Так бежевый цвет лица реагирует на окружающий теплый тон. На синем лицо кажется свежее, более светлым оно становится на черном фоне. Взаимодействие цветов приводит к новому результату: в колористике это явление называется ЦВЕТОВЫМ КОНТРАСТОМ.

В общей форме КОНТРАСТ определяется как противопоставление предметов или явлений, резко отличающихся друг от друга по тем или иным качествам или свойствам (холодное – теплое, тяжелое – легкое, крупное – мелкое и т.д.). Очевидно, противоположные по каким-либо параметрам объекты, объединенные вместе, вызывают качественно новые ощущения и чувства, которые не могут быть вызваны при восприятии их по отдельности. Подобным образом впечатления от цвета могут быть усилены или ослаблены при сопоставлении его с другими цветами. Виды цветовых контрастов настолько различны по своему действию, что требуют отдельного изучения. В результате мы можем открыть для себя все основные художественные особенности цвета.

    Явление цветового контраста наблюдается в природе. Причем в пространстве оно проявляется даже эффективнее, чем при сопоставлении красочных пятен на плоскости. Так, ровное серое небо кажется темнее снега, лежащего на земле, хотя небо, как источник света, не может быть темнее освещаемого им объекта. Решающее значение здесь имеет более убедительный контраст между снегом и окружающими его темными лесами и строениями. Стволы берез в окружении зелени кажутся розовыми.

    В колористике различают светлотный, хроматический (хромос = цвет), одновременный, последовательный и др.контрасты. И.Иттен в своей знаменитой книге «Искусство цвета» различает семь типов цветового контраста.

Светлое пятно на темном фоне кажется еще более светлым, а темное на светлом темнее, чем оно есть на самом деле. Явление светлотного контраста сопровождается кажущимся изменением размера: светлое пятно на темном фоне кажется больше, а темное на светлом – меньше, чем есть на самом деле:

Заметьте — серые пятна и полосы на цветном фоне приобретают новый оттенок.

Ультрамариновый круг на черном, белом и сером меняет не только светлоту, но и насыщенность.

Если в течение десяти секунд смотреть на точку внутри красно-оранжевого треугольника, а потом перевести взгляд на свободное поле, мы увидим подобный зелено-голубой треугольник — это явление последовательного контраста. Каждый цвет имеет один-единственный, который является по отношению к нему дополнительным, эти цвета неразлучны на сетчатке глаза. В цветовом круге они диаметрально противоположны, они называются дополнительными, контрастными, комплиментарными.

Серый или слабонасыщенный тон (например цвет кожи), окруженный хроматическим тоном, изменяется в сторону цвета, дополнительного к фону. Это явление хроматического контраста. Например, на синем все цвета слабой насыщенности стремятся приблизиться к оранжевому оттенку, на красном — к зеленому, на лиловом — к желтому.  При сопоставлении дополнительных цветов (противоположных в цветовом круге) не возникает новых оттенков, а происходит взаимное повышение насыщенности и светлоты. Цвета, расположенные по кругу близко друг к другу, слабо контрастируют по цветовому тону.

Если мы хотим оставить цвет пятна таким каким он есть на самом деле, надо добавить в него каплю цвета фона. Но оттенок лица не подкрасишь синим или зеленым, — именно по этой причине необходимо точно установить цветовой «подтон» своей кожи: холодный он или теплый, голубоватый или золотистый, оливковый или нежный персиковый. В зависимости от оттенка кожи следует выбирать цвет одежды.

Это явление хроматического контраста. «Осеннему» или «Весеннему» типу внешности подбираем такие цвета одежды, прикоторых кожа не кажется избыточно желтой, или бледной болезненной. У человека с холодным оттенком кожи обостряются черты лица, так как в затененных участках лица особенно проявляется цвет противоположный фону. Посмотрите: холодный оттенок кожи на теплом фоне становится лиловым, а на холодном — лицо сияет.

Если установить зеркало на подоконник и последовательно примерять к своему лицу ткани различных оттенков, вы увидите какие метаморфозы происходят с цветом и «фактурой» вашего лица. Найдутся цвета, которые преобразят вас даже без косметики, ряд других оттенков добавит вам десяток лет.

Ссылка на источник
https://oldcolorist.livejournal.com/884.html

Прокрутить вверх